Ботанический сад медфарминститута как объект научного и познавательного экскурсионного туризма

На конференции в Пятигорске обсудили перспективы развития ботанического сада медико-фармацевтического института. Важным аспектом научной просветительской деятельности вуза может стать создание путеводителя по ботсаду.

В 2021 году Ботанический сад лекарственных растений Пятигорского медико-фармацевтического института (ПМФИ) – филиала ВолгГМУ отметил свое 75-летие. В честь этого события прошла научно-практическая конференция «Экологические и фармакогностические вопросы выращивания лекарственных растений». Ее участники поделились мнением, какие бы лекарственные растения они еще посадили в ботаническом саду для их дальнейшего изучения.

На конференции был поднят еще один важный аспект – каким образом расширить просветительскую научную деятельность среди молодежи? Важность этого направления неизменно озвучивается руководством страны. Например, Президент России Владимир Владимирович Путин на совместном заседании Государственного Совета и Совета по науке и образованию, прошедшем в конце декабря, упомянул о необходимости организации научно-популярных экскурсий и создания центров научного волонтерства на базе вузов. А 2021 год, объявленный ранее Годом науки и технологий, продолжится Научным десятилетием.

Соответственно тема проведения различных познавательных экскурсий на базе ботанического сада и других природных объектов всегда будет актуальной.

 

Сотрудники ПМФИ предложили включить рассказы о происхождении названий растений в экскурсии по ботсаду

Ботанический сад ПМФИ и окрестности городов Кавминвод, в первую очередь, Пятигорска, являются площадками для проведения практик студентов по ботанике и фармакогнозии.

Являясь научным учреждением, ботанический сад закрыт для широкого круга посетителей. Тем не менее, здесь проходят экскурсии для школьников, участников научно-практических конференций и других целевых групп, которые можно отнести к научно-познавательному туризму. Кроме того, работа со школьниками является важной частью профориентационной работы.

Возвращаясь к конференции, посвященной 75-летию ботанического сада ПМФИ, стоит отметить, что традиционно все студенты в своих научных докладах давали такие характеристики изучаемых растений, как их ботаническое описание, химический состав, фитохимические и фармакологические (лечебные) свойства, применение в медицине. Многие выступления были посвящены непосредственно растениям, растущим в ботаническом саду ПМФИ.

Например, доклад студента 2 курса Самвела Манукяна был посвящен эколого-морфологическим исследованиям гинкго двулопастного (лат. Ginkgo biloba). В ботаническом саду ПМФИ высажена целая аллея из данных деревьев, в память о заслуженном деятеле науки РФ, профессора Дарии Алексеевны Муравьевой. И сообщение студента вполне может стать текстом экскурсии по данному участку.

Таким образом, тексты уже имеющихся многочисленных докладов и научных статей, посвященных ботаническому саду ПМФИ, можно использовать для создания путеводителя по ботаническому саду. Но чтобы сделать экскурсию более запоминающейся, например, для школьников разных возрастов, имеет смысл рассказать им еще и о происхождении названий показываемых растений (их этимологии). Такой подход и предложили применить участники вышеназванной конференции – старший преподаватель кафедры иностранных языков ПМФИ Наталья Владимировна Кузнецова и специалист отдела менеджмента качества и бережливых технологий ПМФИ, журналист и автор путеводителя «Золотое Кольцо» Светлана Юрьевна Богданова.

«Каждый из нас бывал на разных экскурсиях и знает, что такое искусство экскурсовода, когда сложные факты преподносятся доступно, ярко, для чего важно найти какие-то запоминающиеся, эмоционально окрашенные моменты. И палочкой-выручалочкой в таких случаях традиционно служат обще- или малоизвестные факты из области мифологии, фольклора, истории и…  происхождения названий (этимологии)», - отметили авторы. Например, растение ирис (лат. Iris) названо в честь древнегреческой богини радуги Ириды. Наверняка, многим сразу придет на ум слово «иридодиагностика». И таких примеров можно найти множество.

«При обучении студентов латинскому языку кафедрой иностранных языков разработаны дополнительные технологии и методики, что способствует более легкому усвоению ботанической номенклатуры, - пояснила Наталья Владимировна Кузнецова. -  Среди них -  проектная методика «Мой ботанический сад», предусмотренная учебно-методическим пособием кафедры иностранных языков «Lingua Latina Pharmaceutica».

Согласно вышеназванной проектной методике студенты по определенным критериям отбирают названия лекарственных растений и проводят их изучение по нескольким пунктам: этимологическое исследование названия, ботаническое описание растения, применение растения или его частей в медицине, а также упоминание растения в литературных источниках (легендах, баснях, стихотворениях, прозе и т.п.)».

Таким образом, можно объединить воедино сведения, собранные студентами во время изучения латинского языка, прохождения ими практики по ботанике и фармакогнозии, а также фрагменты докладов для научных конференций. Контент из текстов и фото можно использовать для оформления Рекомендаций по проведению экскурсий по ботаническому саду ПМФИ, подытожили свои предложения Кузнецова и Богданова.

Проведение таких экскурсий, уверены авторы проекта, даст возможность всем их участникам реализовать свой творческий потенциал, продемонстрировать уровень владения латинским и иностранными языками, а слушателям обогатить свои культуроведческие и лингвострановедческие знания, что, в свою очередь, будет способствовать у всех формированию общекультурных компетенций.

 

А еще можно поехать на экскурсии в окрестности городов средней полосы России…

Доцент кафедры фармакогнозии, ботаники и технологии фитопрепаратов, ПМФИ, кандидат фармацевтических наук Иван Викторович Попов в своем докладе предложил расширить места практик студентов ПМФИ и летом выезжать в более прохладные места с умеренным климатом. В качестве примера он привел окрестности Пскова. По его мнению, это будет способствовать ознакомлению студентов с растениями других климатических поясов и давать им возможность работать при более щадящей погоде (летом-то на юге может быть жарко!) и без перепада высот (высота горы Машук над уровнем моры, где проходит практика, от подножия до вершины составляет 300-400 м). А еще смена мест будет прекрасной возможностью увидеть разные уголки России!

Предложение, несомненно, интересное. Тем более, что маршруты можно проложить и по научным площадкам, расположенным в известных туристических центрах – это Ботанический сад и Аптекарский огород в Москве; а в городах Золотого Кольца России - Аптекарский огород в одном из монастырей Суздаля, Дендрологический сад в Переславле – Залесском и многое другое.

 

Справочно.

Как сообщается на сайте вуза, Ботанический сад лекарственных растений ПМФИ входит в число старейших научных центров на Северном Кавказе и был создан в 1946 г. по инициативе ректора Пятигорского фармацевтического института (ПФИ) [Прим.: нынешний Пятигорский медико-фармацевтический институт – преемник ПФИ], доцента Ф.В. Иванова. Вузу был отведён участок земли площадью около 6 га на левом берегу речки Золотушка, притоке реки Подкумок. Проект сада был разработан отделом архитектуры города при участии ботаника Б.А. Алексеева.

В результате были созданы фармакопейный участок, дендрарий, коллекционный питомник, оранжерея и другие участки, которые до сих пор традиционно используются для научно-исследовательской работы сотрудников вуза, аспирантов и студентов, а также для проведения учебной и производственной практики студентов ПМФИ.

В настоящее время в коллекциях представлено более 800 видов и культиваров сосудистых растений.

 

Подготовила Светлана Богданова

Автор благодарит Н.В. Кузнецову и Ф.К. Серебряную за помощь в подготовке публикации.

Источник фото: сайт ПМФИ.

 

На первых двух фото:

Экскурсия в ботанический сад ПМФИ профильного отряда «Юникс» МБУ ДО Центра детского туризма, экологии и творчества имени Р.Р. Лейцингера. Июль 2021.

 Конференция в ПМФИ «Во имя жизни и здоровья» (май 2021 года). Секция «Актуальные вопросы изучения и преподавания иностранных языков в вузах медико-фармацевтического профиля».

Просмотров: 833
Рубрика: НОМУС
Тэги: Научно-практическое мероприятие