В Пятигорском медфарминституте впервые прошла студенческая олимпиада по фармакогнозии (расширенный материал)

Состязание среди студентов-провизоров прошло накануне нового профессионального праздника – Дня фармацевтического работника

 

19 мая в России впервые отмечается День фармацевтического работника, согласно недавнему Постановлению Правительства России.

Накануне своего нового профессионального праздника в Пятигорском медико-фармацевтическом институте (ПМФИ) – филиале ВолгГМУ впервые была организована олимпиада по фармакогнозии, прошедшая в рамках Недели науки ПМФИ.

Поучаствовать в новой олимпиаде приглашались студенты 2-5 курсов. Наибольшую активность проявили третьекурсники.

Организатор олимпиады - научное общество молодых ученых и студентов НОМУС ПМФИ, они же выступят как члены комиссии по проверке заданий. Научными консультантами являются преподаватели вуза. Олимпиада проходила в виде тестовых заданий, распределенных на четыре этапа. Сами задания выходили за рамки учебного процесса, и студентам необходимо было подтянуть для их решения и свои знания, и опыт, и просто смекалку.

Итоги олимпиады и имена победителей оглашены в пятницу, 21 мая:

1 место: Кизлер Казибекова

2 место: Асият Энеева и Ангелина Амбарцумян

3 место: Марина Гулякина

В дальнейшем олимпиада может быть расширена за счет привлечения иностранных студентов, обучающихся в ПМФИ, и российских студентов, которым интересно попробовать решить задания на иностранных языках.

 

Пятигорскому медико-фармацевтическому институту (преемнику Пятигорского фарминститута и Пятигорской фармакадемии) уже более 78 лет. Соответственно, специальность «Фармация», по которой обучаются в вузе будущие провизоры, появилась в вузе со дня его основания.

- Новый профессиональный праздник - День фармацевтического работника наш Пятигорский медико-фармацевтический институт решил отпраздновать по-своему, - рассказала научный консультант олимпиады, профессор кафедры фармакогнозии, ботаники и технологии фитопрепаратов, доктор фармацевтических наук Жанна Владимировна Дайронас. -  Так как мы - учебное заведение, и основная наша гордость – это студенты и выпускники, то решили устроить мероприятие именно для студентов и впервые провели олимпиаду по фармакогнозии.

- Почему была выбрана именно фармакогнозия? На этот вопрос легко ответить, так как фармакогнозия (наряду с фармацевтической химией, фармацевтической технологией и организацией и экономикой фармации) является одной из основных профилирующих специальных дисциплин при подготовке специалистов-провизоров, - пояснила профессор.

Фармакогнозия играет важную роль в профессиональной деятельности наших выпускников. Эта дисциплина изучает лекарственное сырье растительного, животного, минерального, а также смешанного происхождения; субстанций, полученных на их основе, а также лекарственных препаратов.

Ни для кого не секрет, что лекарственные средства природного происхождения во всем мире пользуются несомненным успехом, и их производство осуществляют фармкомпании в самых разных странах мира.

Соответственно вопросами стандартизации и контролем качества сырья и полупродуктов занимаются именно фармакогносты, т.е. провизоры, которые освоили эту дисциплину. Кроме того, в их задачи входит еще фармацевтическое консультирование населения в аптеке по вопросам приема данной группы препаратов, т.к. чаще всего они относятся к безрецептурным лексредствам. Но как любое лекарство, они имеют и свои показания к применению, и противопоказания.

Поэтому для студентов на олимпиаде были предложены такие задания, которые немного выходят за рамки учебного процесса. Участники, таким образом, смогут расширить свои знания в сфере номенклатуры современных препаратов, которые выпускники встретят в аптеке или на фармацевтическом производстве на той или иной должности; а также занимаясь контролем качества или разрабатывая технологию производства, сталкиваясь с ведением технологической и нормативной документации на всех этапах оборота лекарственных средств.

Задания для студентов были подготовлены еще и таким образом, чтобы они содержали современную номенклатуру лекарственных препаратов, которая постоянно меняется.

- Каждый смог попробовать свои силы в этой сфере и надеюсь, что такой формат проверки своих профессиональных навыков и способностей, будет им интересен помимо традиционных лекций, практических занятий и работы в научном кружке при кафедре, - отметила Жанна Владимировна Дайронас.

- Какие вопросы были на олимпиаде?

- Олимпиада проходила в виде тестовых заданий, распределенных на четыре этапа.

Необходимо было ответить на вопросы следующих категорий: соотнести формулу действующего вещества и его названия; соотнести лекарственное сырье с его эффектом и лекарственными препаратами, полученными на его основе.

- Мы использовали также фото гербариев и упаковок лекарственных препаратов, которые студенты встретят в аптеке и в иной своей профессиональной деятельности. Такой формат на обычных занятиях мы не используем, кроме самых простых тестов, т.е. для них это был момент новизны, - отметила Жанна Владимировна Дайронас.

Каждый участник получил индивидуальное задание. То есть банк заданий был достаточно широк. И вопросы в разных заданиях не повторялись.

 -Вопросы готовили сами студенты, организаторы олимпиады - члены научного общества молодых ученых и студентов НОМУС ПМФИ, - рассказала профессор ПМФИ.

Проверку заданий будут также осуществлять студенты-старшекурсники - члены НОМУСа. «Для этой цели отобраны самые активные, самые лучшие, – уточнила профессор Дайронас, - победители и призеры различных олимпиад, в том числе, федерального уровня, уже имеющие опыт работы экспертами в различных выездных школах. На мой взгляд, это несложное для них задание».

- Как Вы видите дальнейшее развитие олимпиады по фармакогнозии?

- Данное мероприятие для студентов - некий элемент самоорганизации и самоуправления. Это мероприятие они сами придумали и поэтапно разработали.

Роль преподавателей была исключительно консультирующей и направляющей, координирующей. Таким образом, мы поощряем наших студентов и их самостоятельность не только в учебной и научной работе, но и в организационной, в т.ч. в проведении мероприятий.

- Олимпиада была рассчитана только на русскоязычных студентов?

- Для начала мы решили провести олимпиаду только для русскоязычных студентов, т.к. проще было готовить материал, а также приобрести опыт ее подготовки и проведения.

По мнению профессора Дайронас первая олимпиада по фармакогнозии прошла успешно: «Наши студенты из НОМУСа получили бесценный опыт организации: не повторить, что было, в т.ч. опыт и традиции, которые можно передавать от старших курсов младшим, а придумать что-то свое, новое. Предложить, отстоять и реализовать новую идею».

«Если идея проведения олимпиады по фармакогнозии понравится всем студентам, то в будущем ее можно будет провести и для иностранных студентов ПМФИ, а также российских студентов, осваивающих иностранные языки, - таким видит будущее нового состязания фармацевтической тематики представитель вуза. - То есть всем им можно будет предложить задания еще и на иностранных языках, - на которых ведут занятия преподаватели ПМФИ: английском и французском (языках-посредниках)».

В-общем, перспективы у олимпиады большие.

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ с участием Жанны Владимировны Дайронас будет выложено позже, ссылка будет опубликована здесь.

Как отметил руководитель Пятигорского медико-фармацевтического института (ПМФИ) – филиала ВолгГМУ, доктор медицинских наук Максим Валентинович Черников, дата нового профессионального праздника - Дня фармацевтического работника очень удачно пришлась на проведение в ПМФИ Недели науки. В программе Недели – и научно-практическая конференция «Во имя жизни и здоровья»; и олимпиада по фармакогнозии; и «истории успеха» - встреча с выпускниками Пятигорского фарминститута и фармакадемии (историческим преемником которых является ПМФИ), которые рассказали студентам о выбранной ими профессии; и исторический ракурс в развитие отечественной фармации. Свою лепту внесла кафедра иностранных языков ПМФИ. Ряд мероприятий посвящен непосредственно медицинским специальностям, в т.ч. стоматологии.

"Весь комплекс мероприятий свидетельствует о неразрывной связке медицинской и фармацевтической отраслей, ведь лекарственное обеспечение здравоохранения эффективными лекарствами – залог доступной и качественной медпомощи", - подчеркнул руководитель вуза.

Важно также, что организатором Недели науки является научное общество молодых ученых и студентов НОМУС ПМФИ. Несмотря на то, что Неделя науки является уже традиционной, в 2021 году, объявленном Годом науки и технологий, мероприятия приобрели особую актуальность и по-прежнему посвящены популяризации достижений научной и образовательной деятельности ПМФИ в фармацевтической и медицинской сфере.

 

Подготовила Светлана Богданова

Фото: Валерий Литвинов, Светлана Богданова и Анастасия Литвиненко

Все фото см. здесь: В честь Дня фармацевтического работника в ПМФИ впервые прошла олимпиада по фармакогнозии, 19 мая 2021

Просмотров: 814
Рубрика: Новости
Тэги: Научно-практическое мероприятие
Подразделение: НОМУС