Круглый стол «Инклюзивное образование в регионе: проблемы, опыт, решения»
25 декабря 2020 года в Пятигорском медико-фармацевтическом институте – филиале ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России (ПМФИ) в онлайн формате был проведен круглый стол на тему «Инклюзивное образование в регионе: проблемы, опыт, решения», в котором приняли участие представители вуза, ГБОУ «Школа-интернат № 3» Минпросвещения Кабардино-Балкарской Республики г. Нальчик, ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж», МКОУ СОШ № 1 с.п. Малка Зольского р-на Кабардино-Балкарской Республики, МОУ СОШ № 1 им. Героя Советского Союза И.И. Тенищева, с. Александровское Александровского района Ставропольского края, МКОУ СОШ № 3 с.п. Малка Зольского р-на Кабардино-Балкарской Республики.
Круглый стол был инициирован отделом инклюзивного образования ПМФИ с целью обозначения существующих проблем в этой сфере, обмена опытом и поиска путей решения. Темы были заявлены разноплановые. Это и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, психологическое сопровождение семьи, развитие творческих способностей детей-инвалидов, формирование толерантной среды в школе в условиях инклюзивного образования, а также профориентационная работа с детьми с ОВЗ и инвалидами.
С приветственным словом к участникам круглого стола обратились начальник отдела инклюзивного образования ПМФИ Ж.И. Артамонова и заместитель директора СОШ № 1 им. Героя Советского Союза И.И. Тенищева с. Александровское О.А. Радченко.
О психологической готовности педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования говорила первый выступающий - учитель русского языка и литературы классов специального (коррекционного) образования школы-интерната №3 г. Нальчика Дзамихова Зарема Адальбиевна. Ее выступление и работа в школе, где обучаются 80 детей с инвалидностью и ОВЗ, вызвали живой интерес у коллег-участников круглого стола. «Моя работа заключается в том, чтобы воспитывать и учить этих детей, искать свой подход к каждому ребенку и развивать их способности» - отметила Зарема Адальбиевна.
Основные принципы психолого-педагогической работы с учащимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в своем выступлении обозначила педагог-психолог Пятигорского медицинского колледжа Берлова Елена Борисовна. Она поделилась своим многолетним опытом работы с детьми с ОВЗ, дала очень интересные ответы и выразила готовность к сотрудничеству с коллегами по данному вопросу.
Проблемы психологического сопровождения семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, на примере МКОУ СОШ № 1 с.п. Малка Зольского р-на КБР рассмотрела педагог-психолог школы Таова Роза Борисовна. Роль семьи в вопросах социализации детей с инвалидностью и ОВЗ непреходяща. В школе уделяется большое внимание помощи психолого-педагогического характера родителям детей с ОВЗ для успешной учебы и социализации обучающихся.
Помимо психологической составляющей проблемы сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ вниманию педагогов был представлен опыт учителя начальных классов МОУ СОШ №1 с. Александровское Ставропольского края Михневой Татьяны Николаевны по развитию творческих способностей детей-инвалидов. Татьяна Николаевна поделилась с коллегами методами и способами арт-педагогики, используемыми в работе с одним из учеников начальных классов. Результаты работы, а также тщательность и уровень подготовки вызвали большой интерес у коллег.
Учитель химии МКОУ СОШ № 3 с.п. Малка Зольского р-на КБР Гадзева Рамета Башировна выступила по проблеме формирования толерантной среды в школе в условиях инклюзивного образования. Отвечая на вопросы участников, Рамета Башировна поделилась успешным опытом работы с классом, в котором обучается ребенок с ОВЗ.
Об особенностях и трудностях профориентационной работы с детьми с ОВЗ и инвалидами рассказала заместитель директора МОУ СОШ № 1 им. Героя Советского Союза И.И. Тенищева с. Александровское Ставропольского края Радченко Ольга Александровна. Создание в школе необходимых условий для профориентационной работы очень важно для определения направления дальнейшего образования школьников с ОВЗ и инвалидностью. Проблема профориентации, безусловно, является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Итоги круглого стола подвела начальник отдела инклюзивного образования Ж.И. Артамонова.
Инклюзивное образование - это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т.е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении: детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.
Проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья следует уделять больше внимания, т.к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.
В рамках работы круглого стола и его проблематики было задано много вопросов и организовано продуктивное общение, обмен опытом работы.
Участники выразили надежду на дальнейшее сотрудничество по вопросам инклюзивного образования и на регулярные встречи на площадках ПМФИ.
Всем участникам были выданы сертификаты.
Просмотров: 649